Воскресенье, 19.05.2024, 08:54
Главная Мой профиль Регистрация Выход RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Жизнь сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода
Главная » Статьи » Мои статьи

Значение социального проектирования для формирования компетенций учащихся
Сегодня изменились требования к выпускникам образовательных учреждений, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Современное образование имеет своей целью формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится гражданской компетентности, подразумевающей социализацию школьников, их включение в общественную жизнь, выработку активной гражданской позиции. Освоение теоретических знаний в данном случае должно подкрепляться участием детей в практической социальной деятельности. В связи с этим приобретает актуальность такая форма работы с учащимися, как социальное проектирование. Социальное проектирование – это задуманная, продуманная и осуществляемая учащимися имеющая социальный эффект деятельность, результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте. В ходе социального проектирования учащиеся вступают в конструктивное взаимодействие с «взрослым миром» (социумом), благодаря чему формируются социальные навыки. Цель социального проектирования : • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества; • включение в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования: • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации; • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.; • закрепление навыков командной работы Отличия социального проекта от других видов проектов: • направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем; • осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города); • предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации; • командный характер работы над проектом; • проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде; • осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта. Объектами, на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать: • социальные явления (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.); • социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.); • социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.); • социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.). Работу над социальным проектом «Возведи храм в душе» мы начали в 2009 – 2010 уч.г. При планировании работы научного общества обсуждался вопрос духовно-нравственного кризиса современной России. Ребята нашли данные, что по уровню смертности, сиротства, разводов, коррупции Россия занимает первые места, а по уровню прироста населения, продолжительности жизни – последние места в Европе и в мире. Утрачена роль религии, изменилось понимание духовности, добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести в современной культуре; искажаются представления о человеке и смысле жизни. Безнравственность, враждебность, агрессивность окружающей среды вызывает у человека стресс, апатию, депрессию, порождающие самоубийства, алкоголизм и наркоманию, различные заболевания. Если не преодолеть кризис, Российское общество может дойти до вырождения и гибели. Поэтому возник вопрос: что мы можем сделать для воспитания духовности и нравственности молодежи? Родилась идея работы над проектом о значении православной религии для духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Эпиграфом к проекту мы избрали слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Истинная свобода - свобода от греха, вражды, страданий - обретается на пути спасения и нравственного совершенствования, по которому ведет нас Господь Иисус Христос". Цель проекта: исследовав историю и современное развитие православной религии в Ивантеевке, сделать вывод о ее значении для духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Из цели мы вывели ряд задач, которые решали в рамках проекта Объектом нашего исследования является влияние православной религии на духовно – нравственное воспитание молодежи. Субъект – учащиеся нашей школы. Мы разработали гипотезу исследования, что уровень духовно – нравственного воспитания повысится, если усилить значение православной веры в жизни молодежи, в чем главную роль играют семья и школа Использовались следующие методы исследования и источники: интервью, встречи со старожилами села, настоятелем прихода Свято – Троицкой церкви в Ивантеевке, отцом Владимиром (Растопшиным), руководителями Воскресной приходской школы, экскурсии, поисковые экспедиции, анализ литературы, средств массовой информации, ресурсов Интернета по теме исследования, педагогический эксперимент Для реализации проекта мы создали творческие группы: • Информационно - исследовательскую • Оформительскую • Пропагандистскую Работа над проектом включала в себя 4 этапа: организационно-подготовительный, поисково-исследовательский, отчетно – оформительский, информационно – презентативный. Нами была разработана программа реализации проекта, в рамках которого проводилась акция «Возведи храм в душе». Работу над проектом начали с исследования уровня нравственной воспитанности учащихся нашей школы, провели входной мониторинг в двух 5-х и двух 9 – х классах, используя анкету «Как определить уровень воспитанности». Итоги мониторинга показали уровень воспитанности учащихся ниже среднего. Мы решили: провести эксперимент: задействовать в проекте один 5-й и один 9-й класс, сравнить уровень воспитанности классов – участников проекта и классов, не участвующих в проекте, сделать вывод о влиянии православной религии на духовно – нравственное воспитание молодежи. Следующим этапом работы над проектом был сбор и изучение экспонатов и исторических данных о роли православной религии в жизни наших предков – земляков. Для встреч и интервью со старожилами Ивантеевки была разработана анкета. Ребята исследовали историю православия в Ивантеевке от заселения края до наших дней. По итогам исследования организовали выставку в школьном музее, по которой проводили экскурсии для учащихся и населения. Сделали вывод, православная вера всегда играла важную роль в жизни людей, потому что учила добру, правде, любви, милосердию и состраданию, жертвенности, терпению, помогала людям выжить в любой сложной ситуации, не потерять свое человеческое достоинство. Православная святыня Ивантеевки - Вавилов Дол, где был мужской монастырь, известна на Руси и за её пределами. Ребята не раз бывали в Вавиловом Доле. Возник вопрос: почему это место особо свято и почитаемо? Исследовав историю Вавилова Дола, сделали вывод: святость Вавилова Дола в том, что его старцы молились не за себя, а за других людей, за спасение России, учили покаянию, добру и милосердию, терпимости и человечности. Ребята создали презентацию, буклет о Вавиловом Доле, выступали перед учащимися нашей школы, родителями, участвовали в крестном ходе в Вавилов Дол. В 19 веке в Ивантеевке были открыты два храма. Но в период борьбы советской власти с религией в 1930–е гг. они были разрушены. В 1998 г. был открыт приход Свято-Троицкого храма. Мы совершили экскурсию в приход, взяли интервью у отца Владимира, в этом учебном году проводили с ним встречу. Побывали в краеведческом музее и Свято – Воскресенском храме г. Пугачева, познакомились со старинными православными книгами, иконами. С каждым годом все больше верующих приходят в приход Свято – Троицкого храма. Его помещение по большим праздникам не вмещает всех верующих и в 2006 г. начато строительство нового здания. Но в связи с экономическим кризисом в 2008 г. строительство остановилось. Понимая важность храма в селе, в рамках акции «Возведи храм в душе» мы организовали сбор подписей за продолжение строительства храма, результаты которого зимой 2010 г. отправили в районную администрацию. В апреле 2010 г. строительство храма в Ивантеевке возобновилось. С января 2010 г., ежегодно, в районе проходит Фестиваль православной песни «В прекрасное далеко мы начинаем путь», в котором участвуют наши представители. Мы выступаем с презентациями на православные темы. С результатами исследований в рамках проекта участвуем в конкурсах и конференциях разного уровня, в марте 2010 г. заняли 3-е место в международной конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере», в апреле 2010 г. – 1 место на районной конференции «Шаг в будущее». В апреле 2010 г. наши учащиеся участвовали в 3 Региональной олимпиаде по Основам православной культуры в Саратовском государственном университете и привезли грамоту за лучшую работу. В 2011 г. ребята заняли 1 место в региональной научно-практической конференции «Духовность и современность», 2-е место в региональном туре конкурса «Саратовский край в истории России». Опубликовали статью о проекте в районной газете «Сельская ярмарка». Мы не исключаем важную роль других религий в духовно-нравственном воспитании и уважительно относимся к ним. Но большинство населения в районе – православные – поэтому нами выбрана такая тема. Проводя промежуточный и итоговый мониторинг уровня нравственной воспитанности учащихся, ребята проследили его повышение в классах - участниках нашего проекта. Сегодня во многих школах России введены предметы «Основы православной культуры», «Основы религиозной культуры и светской этики». Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, поэтому без изучения этих предметов невозможно быть полноценно образованным человеком. Поэтому организовали сбор подписей за введение в учебный план школы. Результаты были переданы директору Арбузовой Т.М. В 2011-2012 учебном году в нашей школе введен предмет «Основы православной культуры». Думаем, что наша Родина станет сильной тогда, когда каждый из нас будет знать историю и культуру, соблюдать духовные традиции своей Родины, научится любить и беречь ее и заботиться о ее благополучии и процветании. Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, большой объём информации, усложнение отношений между людьми диктуют необходимость разрешения проблемы формирования личности, умеющей жить в этих условиях, разрешать сложнейшие задачи как профессиональные, так и личностно значимые; личности с определённым набором ключевых компетенций. С этой точки зрения социальное проектирование играет очень важную роль. В ходе социального проектирования педагог переходит от традиционной педагогической деятельности в социально-педагогическую, главной в которой является формирование ключевых компетенций, включающих в себя разнообразие умений и навыков, помогающих детям адаптироваться в изменяющемся обществе:  ценностно-смысловых – готовности ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.  общекультурных – осведомлённости учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества.  учебно-познавательных – готовности обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности.  информационных – готовности учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.  коммуникативных – навыков работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.  социально-трудовых и компетенций личностного самосовершенствования – готовности осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой. Социологи и ученые - педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому наша задача, задача педагогов - научить детей применить свои знания в современной жизни. Список использованной литературы и источники: 1. Кирсанов Игорь Николаевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОИПКРО. Особенности методики социального проектирования. - http://ipk.admin.tstu.ru/consult/gsed/gum_history.asp 2. WEB-справочник для педагогов и старшеклассников «Как разработать социальный проект». - http://edu.zelenogorsk.ru/project/1info.html 3. Компетентность учителя как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей учащихся. материалы форума в Сети творческих учителей. –www.it-n.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: olga (12.12.2014)
Просмотров: 666 | Рейтинг: 1.0/1